Четверг, 18.04.2024, 10:54
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная страница Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
История, краеведение, география [3]
Статьи по истории, краеведению, географии
Культура, искусство [2]
Материалы о культуре и искусстве
Список использованной литературы [2]
Ссылки на интересную литературу, в том числе на использованную в материалах сайта
Начало » Статьи » Культура, искусство

О фильме "Юность поэта", снятого в Пушкине в 1937 году
Кинорежиссер Аркадий Народицкий известен широкому зрителю главным образом по телефильму «Бумбараш» (1972), который по праву вошел в число лучших украинских лент. Однако ныне мало кто знает о его довоенной работе «Юность поэта» (1937), получившей в то время, между прочим, Гран-при и золотую медаль Всемирной выставки в Париже. Девяностотрехлетний автор фильма, к сожалению, физически не смог присутствовать на просмотре, но в магнитной записи очень живо и подробно поведал о беспрецедентной творческой истории этой картины. К созданию фильма оказался причастен Адриан Пиотровский - патрон подлинной культуры в ту подлую эпоху. Это он за два года до своей безвременной кончины под жерновами сталинизма, будучи директором «Ленфильма», поручил молодому постановщику произведение о юном Пушкине. А исполнителя главной роли нашел для А.Народицкого замечательный театральный режиссер Юрий Завадский. Пушкина-лицеиста блистательно сыграл московский школьник Валентин Литовский. Он не только типажно и психологически на диво схож с прототипом, но и сумел передать в своей раскрепощенной пластике чуждую всяческих уз натуру будущего свободолюбца и вольнодумца. Как жаль, что талантливый юноша Валя Литовский погиб в первые же месяцы войны. После исполнения роли Пушкина он серьезно увлекся искусством, хотел стать режиссером, но, увы, образ юного гения остался его единственным творением.
Поведенческой динамике героя фильма вторит поведение камеры операторов А.Сичаева и А.Дудко. Панорамы и съемки с движения в натурных кадрах делают авторский взгляд решительно своевольным, подчиненным лишь одному удовольствию от рассматривания красот царскосельских ландшафтов. Кинооко как бы любуется молодостью героев, игрой светотени от листвы и бликами на воде. Зрительная атмосфера картины А.Народицкого вызывает ассоциации с импрессионистическими полотнами Огюста Ренуара и с «романтическим реализмом» фильмов его сына Жака Ренуара. «Юность поэта» разительно отличается от современных ей других советских лент с их социально-героической проблематикой и прочно привинченными к полу камерами, делающими рамки кадра несокрушимо стабильными. Оно и понятно: в кадр должно было войти только нечто правильное и разрешенное, в то время как снаружи, у самой кромки изображенного - партком, «тройка» и стенка». В том-то и уникальность «Юности поэта», объясняющая его эстетические достоинства, что это, возможно, чуть ли не единственный фильм, который Сталин увидел уже после того, как лента была отмечена за рубежом. Снятая в спешке к 100-летию со дня гибели А.Пушкина и так же в авральной лихорадке посланная на выставку в Париж картина счастливо избежала какой-либо правки. Увы, наград в отечестве - тоже. Иосиф Виссарионович после просмотра в Кремле «закрыл дело» замечанием: «Не можем же мы вслед за буржуазными знатоками награждать этот фильм. Надо было сначала показать нам». И на том вождю спасибо - мог бы и вовсе рассердиться. А фильм А.Народицкого вышел в точности по Пушкину: в свой жестокий век он, действительно, восславил свободу.
Категория: Культура, искусство | Добавил: zzz (04.12.2007) | Автор: Задков Виктор Васильевич
Просмотров: 2877 | Рейтинг: 4.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по каталогу
Статистика
Copyright Victor © 2007-2011
Сайт управляется системой uCoz